РЕГУЛИРОВКА САМОЛЕТА

В рассмотренных процессах сборки самолетов проводится ря, регулировочных операций при стыковке крыльев И оперения. ‘ Регулировка производится при помощи угломерных инструментов и нивелира. Рассмотрим подробнее эти процессы.

При проверке регулировки самолета при помощи угломерных ин­струментов измеряют углы, под которыми та или иная деталь самолета расположена к продольной или поперечной оси самолета. При про­верке регулировки самолета с помощью нивелира измеряют не углы, а превышение одной части над другой.

Самолет устанавливают по нивелиру горизонтально в поперечном направлении по двум точкам, расположенным симметрично относи­тельно оси самолета, а затем его устанавливают в линию полета. Для установки в поперечном направлении к указанным на чертеже точкам (узлы шасси, болты крепления подмоторной рамы, муфты лонжерона в местах разъема ит. п.) прикладывают рейки, наблюдая за тем, чтобы вертикальная черта в окуляре нивелира совпадала с средней линией рейки, а горизонтальные деления рейки располагались вдоль горизон­тальной черты в окуляре. Самолет считается установленным пра­вильно, когда в обеих этих точках получают по нивелиру одинаковые отсчеты. Для окончательной установки самолета в линию полета необходимо определить превышение третьей точки, расположенной із хвостовой части фюзеляжа, например, подшипник руля поворота. После установки самолета в поперечном направлении проверяют превышение третьей точки над точками поперечного направления, причем величина этого превышения для каждого самолета имеет опре­деленное значение. После установки самолета в линию полета необ­ходимо еще раз проверить горизонтальность установки в попереч­ном направлении.

Нивелировку и регулировку выполняет группа из трех человек ­одни из них находится у нивелира и дает указания, а два друг» работают с рейками и регулируют подъемные механизмы. Для уст^ новки самолета в линию полета в нижних узлах носовой и хвостової) тележек имеются стаканы с резьбой. Вывинчивая или завинчивая стаканы, можно изменять величину установочного угла фюзеляж

Фиг. 360. Нивелировка самолета.

Для проверки поперечного V при стыковке крыльев с центропла-J ном нивелир устанавливается так, чтобы его оптическая ось прошла jj под крылом (фиг. 360). Оптическая ось нивелира служит той горизон­тальной линией, по отношению к которой определяют высоту нивели­руемых точек.

Прикладывая (вертикально) к точке пересечения переднего лон- ткерона и последней нервюры линейку так, чтобы нулевое деление совпадало с данной точкой, наводят нивелир и отсчитывают деление рейки, которая совпадает со средней горизонтальной нитью в трубе. Этот отсчет показывает превышение данной точки над осью визирова­ния. Затем прикладывают линейку к точке пересечения переднего лонжерона, например, с первой нервюрой, и, повернув трубу ниве­лира, делают новый отсчет, который показывает превышение второй точки над осью визирования. Высота оси визирования в обоих слу — ‘ чаях остается неизменной, поэтому, вычтя из первого показания второе, получают величину, показывающую превышение точки пересе­чения переднего лонжерона с последней нервюрой над точкой пере­сечения его с первой нервюрой. Например, отсчет в первой точке 500 мм, а во второй 300 мм, следовательно превышение составляет 200 мм.

Сравнивая результат нивелировки с регулировочными данными, определяют, правильно ли выдержано поперечное V крыльев. При регулировке поперечного V крыла необходимо учесть сечения отвер­стии. которые развертывают для конусных болтов, не выходя за пре­делы указанных в рабочих чертежах допусков и не допуская переко­сов в соединениях.

Фиг. 361. Пневматическое приспособление для разверты­вания отверстий.

После предварительной нивелировки необходимо жестко зафикси­ровать положение агрегатов, чтобы они не сместились во время раз­вертывания отверстий и установки болтов (фиг. 362), так как это может нарушить установочный угол крыла, от величины которого зависят летные качества самолета.

Отверстия небольшого диаметра развертывают вручную, а для отверстий большого диаметра применяют специальные приспособле­ния с пневматическим или электрическим приводом. На фиг. 361 представлено такое приспособление с пневматической дрелью, устано­вленной на специальной тележке. Пользуясь этим приспособлением, можно развертывать отверстия, расположенные на разной высоте.

СБОРКА САМОЛЕТА ДС-3

В цех окончательной сборки поступают фюзеляж, состыкованный с центропланом, с установленными шасси, килем и стабилизатором, и крылья с проведенными на них монтажами проводов и систем по этим агрегатам, моторные рамы, состыкованные с мотором и с проведенными до стыка проводами, рули высоты, рули пово­рота, элероны, триммеры и закрылки, обтекатели и все остальные

отдельные детали и узлы оборудования и проводок. В цехе око тельной сборки проводят следующие стыковки и монтажи:

1) стыковка моторамы с мотогондолой центроплана;

2) соединение всех моторных проводок;

3) установка винтов;

4) установка капотов;

5) стыковка крыльев;

6) установка оперения, элеронов, триммеров и закрылков;

7) установка зализов и обтекателей;

8) домшпажи оборудования;

9) чистка самолета.

Все работы цеха окончательной сборки распределены по пя стендам.

На первом стенде устанавливают на самолет мотор, смонтирі ванный с моторной рамой, соединяют по разъему проводку упра< вления мотором, бензоироводку, маслопроводку, проводку зажита ния, навешивают винты и устанавливают внутренние капоты

Мотораму с мотором подают к мотогондоле центроплана и заві дят ее четырьмя вильчатыми узлами на втулки упругой подвес к мотогондоле. В стыковые отверстия вводят бородки и легким ударами молотка по бородкам совмещают отверстия в вильчат узлах и втулке. Затем поочередно выколачивают бородки и в отверг стия вводят стыковые болты; на них навинчивают корончатые гайкиї в заранее просверленные в болтах отверстия вводят шплинты и рас шплинтовывают.

Отверстия в вильчатых узлах моторамы и во втулках упруго: подвески обработаны окончательно заранее в соответствующих агре-] гатных цехах, поэтому никаких доработок этих отверстий в цехе окончательной сборки не производят и весь монтаж ведут при по­мощи молотка, бородков, ключей и отвертки. После стыковки производят остальные монтажи первого стенда.

Для повышения ответственности за качество монтажей по винто­моторной группе целесообразно поручать работу по установке и мон­тажу винтомоторной группы в цехе окончательной сборки работни­кам цеха монтажа моторных установок.

На втором стенде стыкуют крылья с центропланом, навеши­вают элероны, рули глубины и поворота, закрылки, триммеры всех рулей и элеронов, соединяют все рулевые поверхности с проводками управления и проверяют их действие.

Крылья с центропланом стыкуют следующим образом. К разъему центроплана подводят усиленную нервюру разъема с просверленными по кондуктору 327 отверстиями для стыковых болтов. По этим отвер­стиям просверливают пневматической дрелью отверстия в стыковых угольниках контурного крепления центроплана.

Затем подают крыло и стыкуют предварительно на 3—4 бород­ках до совмещения всех 327 стыковых отверстий. В стыковые отвер­стия вводят стыковые болты, на которые навинчивают самоконтря* щиеся гайки. После постановки части стыковых болтов бородки

выколачивают и вместо них ставят стыковые болты. Применяющийся инструмент: бородки, молотки и гаечные ключи. Такая простота сты­ковки и отсутствие доработочных операций при стыковке становятся возможными благодаря предварительному фрезерованию привалочных плоскостей центроплана и крыльев и сверлению по кондукторам, обеспечивающим взаимозаменяемость стыковых отверстий и устра­няющим весьма трудоемкий процесс нивелировки крыльев.

Фиг. 362. Соединение агрегатов конусными болтами.

Элероны в цех окончательной сборки приходят взаимозаменяе­мыми, с установленными в стапеле ушками подвеса и окончательно обработанными стыковыми отверстиями, кронштейны крепления эле­ронов на крыле также установлены в стапеле сборки крыла. Элерон подводят к крылу до совмещения стыковых отверстий, в отверстия вводят болты, на них навинчивают гайки и шплинтуют. Таким об­разом установка элеронов сводится к простому навешиванию их при полном отсутствии подгоночных операций. Применяемые инструмен­ты: молоток, гаечный ключ и отвертка. Подобным же образом произ­водят навеску руля поворота и рулей высоты.

Работы третьего стенда состоят, главным образом, в постановке кольца НАКА, зализов и обтекателей.

Кольцо НАКА приходит в цех полностью собранным и взаимо­заменяемым, поэтому его ставят на мотор без подгоночных операций. При постановке зализов и обтекателей отверстия крепления сверлят по месту.

Работы четвертого стенда состоят в установке полов в кабина и в окончательной отделке кабины пассажиров.

Работы пятого (последнего) стенда цеха окончательной сборк состоят из проверочных операций, некоторых доделок и домонтажеЦ На этом стенде проверяют сигнализацию шасси, осветительную сеть работу занавесок, механизмы сидений, проверяют нивелиром пра^ вильность установки самолета по реперам. Производят монтаз посадочных ракет, установку привязных ремней сидений и стеко для инструкций в кабине пассажиров, а также установку непоста ленных ранее иолов. На этом же стенде наносят все надписи на само^ лете и подправляют краской мелкие дефекты. После окончания рабо пятого стенда самолет передают в аэродромный цех, где происход подготовка самолета к полету и сдаточный полет самолета.